До этого момента сотрудники лаборатории молекулярной микробиологии изучали три субтипа вируса клещевого энцефалита: восточный, европейский и сибирский. Последний считается высокопатогенным. «Разница между субтипами составляет 12% по нуклеотидной последовательности, — рассказал младший научный сотрудник лаборатории Сергей Ткачев «Науке в Сибири». — Оказалось, что новый штамм по генетической структуре близок к этой границе: это, конечно, сибирский субтип, но больше остальных похож и на другие типы. У него уникальная структура белков (точнее, некоторые варианты аминокислотных остатков в них не были описаны ранее), что может влиять на биологические свойства данного варианта».
Сотрудники института считают, что обский вариант вируса относится к наиболее древней линии сибирского субтипа. В Новосибирском научном центре обнаружен только один его штамм, однако московские коллеги исследователей нашли еще два вирусных изолята в Кемерово.
Изучение прототипных штаммов поможет в создании тест-систем по выявлению вируса и вакцин. ИХБФМ СО РАН уже завершила доклинические исследования препарата, эффективность которого оценивается выше, чем у сывороточного иммуноглобулина. По данным института, ежегодно в стране в пункты серопрофилактики обращаются около 500 тыс. человек, из них большая часть – с просьбой об экстренной профилактике. При этом клещевым энцефалитом заболевают 1000 – 1500 человек в год. Особенно актуальна эта проблема для Сибири и Дальнего Востока, где циркулируют опасные изоляты. Например, в Республике Алтай из 100 тыс. населения вирусом заражаются 26 человек, в Красноярском крае – 20, в Республике Хакасия – 18. Между тем в некоторых регионах центральной части России также наблюдается высокая заболеваемость клещевым энцефалитом: Кировская область – более 18 человек на 100 тыс. населения, Вологодская область – 11, Архангельская – 10
Ольга Коберник (medvestnik.ru)